В.Кобекин
  оперы, музыка других жанров, мелопея - икусство мелодии  
         


Музыка без «измов».

В Древней Греции меликами называли лирических поэтов, которые к своим стихам сочиняли мелодии. Мелопея – это, сказать по-простому, был продукт их деятельности.

Если попробовать определить, что такое мелодия, скорей всего, ясности не будет, а все запутается. Самое надежное: мелодия – это то, что мы воспринимаем как мелодию.

Музыка бывает естественной, органичной (один философ применял термин «подлинная»), а бывает искусственной, деланной. Настоящая мелодия деланной не бывает.

Мартин Хайдеггер заметил, что песня (Lied – по-немецки) происходит от laudate – от латинского «хвалить». То есть подлинная песня, по его мнению, всегда хваление, свет. Это странно. Но верно. Вспомним песню «Степь да степь кругом…». «В той степи глухой умирал ямщик…», - очень грустная история, а песня светлая, прямо гимн какой-то!


Знаю ли я, как сочинять настоящие мелодии? Могу ли научить? Мне кажется, что знаю, а вот насчет могу… Это до такой степени просто, что мало кто способен ухватить, в чем тут соль.

В чем-то сочинение музыки перекликается с практикой дзен (разумеется, только «в чем-то»). Вот, например, стрельба из лука по дзен. Она должна ухватываться практикующими не как спортивное упражнение, а как, своего рода, ритуальный танец, исполняемый при помощи спонтанных, не напряженных и не имеющих очевидной цели движений. Необходимо:
- натягивать лук без усилий, «духовно»;
- опускать тетиву «ненамеренно»;
- попадание в цель происходит без прицеливания, «случайно»;
- «стрела отпадает от лучника подобно созревшему плоду».
Лучник не стреляет – «это» происходит само собой.
Все вышеизложенное - прямое руководство по композиции.

И еще кое-что из Платона:
«Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов…»

 

 
Используются технологии uCoz