Музыка без «измов».
В Древней Греции меликами называли лирических поэтов, которые
к своим стихам сочиняли мелодии. Мелопея – это, сказать по-простому,
был продукт их деятельности.
Если попробовать определить, что такое мелодия, скорей всего,
ясности не будет, а все запутается. Самое надежное: мелодия – это
то, что мы воспринимаем как мелодию.
Музыка бывает естественной, органичной (один философ применял
термин «подлинная»), а бывает искусственной, деланной. Настоящая
мелодия деланной не бывает.
Мартин Хайдеггер заметил, что песня (Lied – по-немецки) происходит
от laudate – от латинского «хвалить». То есть подлинная песня,
по его мнению, всегда хваление, свет. Это странно. Но верно. Вспомним
песню «Степь да степь кругом…». «В той степи глухой умирал ямщик…»,
- очень грустная история, а песня светлая, прямо гимн какой-то!
Знаю ли я, как сочинять настоящие мелодии? Могу ли научить? Мне
кажется, что знаю, а вот насчет могу… Это до такой степени просто,
что мало кто способен ухватить, в чем тут соль.
В чем-то сочинение музыки перекликается с практикой дзен (разумеется,
только «в чем-то»). Вот, например, стрельба из лука по дзен. Она
должна ухватываться практикующими не как спортивное упражнение,
а как, своего рода, ритуальный танец, исполняемый при помощи спонтанных,
не напряженных и не имеющих очевидной цели движений. Необходимо:
- натягивать лук без усилий, «духовно»;
- опускать тетиву «ненамеренно»;
- попадание в цель происходит без прицеливания, «случайно»;
- «стрела отпадает от лучника подобно созревшему плоду».
Лучник не стреляет – «это» происходит само собой.
Все вышеизложенное - прямое руководство по композиции.
И еще кое-что из Платона:
«Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая
жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе
богов…»